29.09.2022 Вебинар «Выявление риска развития расстройств аутистического спектра в условиях первичного звена здравоохранения у детей раннего возраста»
29 сентября 2022 года
медицинский психолог детского отделения Тамбовской психиатрической клинической больницы Ольга Чурбакова в рамках реализации Комплексного плана мероприятий по организации оказания медицинской помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) на 2022 год провела очередной обучающий вебинар для специалистов первичного звена здравоохранения. Тема вебинара: «Выявление риска развития расстройств аутистического спектра в условиях первичного звена здравоохранения у детей раннего возраста».
Расстройства аутистического спектра (РАС) – это группа расстройств развития, симптомы которых проявляются впервые в раннем детстве и, как правило, сохраняются в течение всей жизни человека. Данные расстройства представляют собой одну из важнейших социальных проблем современности, что обусловлено тяжелым течением (часто наблюдается глубокая умственная отсталость, отсутствие базовых речевых и социальных навыков, а также элементарных навыков самообслуживания) и очень высокой распространенностью данной группы заболеваний. Постановкой диагноза РАС занимаются врачи-психиатры, тем не менее, важная роль отводится этапу прескрининга, который могут проводить врачи-педиатры, невропатологи.
В ходе популяционного скрининга (прескрининга) обследуется общая («сырая») популяция с помощью различных опросников, анкет, тестов, адресованных родителям или людям, проводящим с обследуемым ребенком много времени. После этого формируется популяция детей со значительно более высокой частотой возможности формирования РАС. На этапе прескрининга используется минимальное количество четко определенных признаков: отсутствие гуления до 12 месяцев; отсутствие жестикуляции до 12 месяцев; мутизм до 16 месяцев; отсутствие двусложной (не эхолаличной) фразы к 24 месяцам; всякое нарушение любого вида речи или социальных навыков в этом возрасте. Наличие хотя бы одного из перечисленных признаков является достаточным для направления ребенка к специалистам по нарушениям развития для более глубокого обследования.