05.03.2014
Реабилитация пациентов с когнитивными нарушениями.
Старшая медицинская сестра 6 отделения ОГБУЗ «ТПКБ» Зенина Г.С., соц. работник 6 отделения ОГБУЗ «ТПКБ» О.С. Борискина, медицинская сестра 6 отделения ОГБУЗ «ТПКБ» И.В. Гребенькова
Понятие старость является многозначительным и многаспектным и включает в себя много социально-психологических вопросов для рассмотрения и изучения.
Старческая деменция (старческое слабоумие) – это приобретенное снижение когнитивных функций вследствие патологических процессов в головном мозге.
Различают первичную деменцию, обусловленную нейродегенаративными процессами (болезнь Альцгеймера), сосудистыми и внутримозговыми изменениями (геморрагический инсульт или инфаркт мозга). Вторичная деменция является следствием других самостоятельных заболеваний, затрудняющих функционирование нервной системы – опухоли, инфекции, иммунодефицита, гипотиреоза, алкоголизма. Насчет причины старческого слабоумия – имеет ли она сосудистый или нейродегенеративный характер происхождения – нет единого мнения.
Страдающий старческой деменцией на первых стадиях заболевания способен к самообслуживанию, но имеет значительные трудности в общении вследствие повышенной ранимости и раздражительности. Человек постепенно теряет возможность приобретать простейшие навыки, а также утрачивает ранее закрепленные. На поздних стадиях больной становится абсолютно некритичным и беспомощным, что делает его не способным к осуществлению даже простых бытовых операций.
В геронтологическом отделении ОГБУЗ «Тамбовская психиатрическая клиническая больница» проходят лечение 30 человек с таким заболеванием.
Специфика ухода за больным с деменцией в психиатрической больнице включает в себя:
1. Создание комфортной безопасной среды, подразумевающую заботу о жизни и здоровье подопечных.
2. Медицинское сопровождение: индивидуальный подбор лекарств, систематический мониторинг состояния здоровья.
3. Организация рационального режима дня, включающего в себя посильную двигательную активность. Нередко люди с таким диагнозом склонны проводить время в пассивном лежании, что приводит к атрофии мышц. Формирование мотивации к движению у больных – важная задача персонала .
4. Помощь в выполнении действий по самообслуживанию. Это является необходимым, так как больные в виду ослабления памяти и утраты привычных бытовых навыков на этапе прогрессирования заболевания не способны осуществлять гигиенические процедуры – они даже не испытывают в них потребности.
5. Поддержка продуктивной социальной активности. Для избегания деградации личности больного персонал ставит своей целью обогащение его эмоциональной жизни путем вовлечения в комфортное общение и досугово-обучающие мероприятия.
Возможность раскрытия социального потенциала каждого пациента за счет создания особых социальных отношений в специальной развивающей среде – главная цель реабилитационных мероприятий. Наши занятия формируют у больных с когнитивными нарушениями тот необходимый запас знаний, навыков и умений, который позволит им в той или иной степени, быть не зависимым от помощи окружающих. (Например: развитие культурно гигиенических навыков и навыков самообслуживания, застелить кровать, одеться в чистую одежду; навыки поведения за столом при приеме пищи и т. д.)
У пациентов, как правило, навыки самообслуживания находятся на низком уровне: возникают трудности при одевании, шнуровке, застегивании пуговиц, молнии, уходу за своим внешним видом, тем самым они испытывают выраженные трудности в самостоятельной практической жизни. Развитие навыков самообслуживания - это самый первый и важный шаг в процессе развития социальной самостоятельности.
Именно поэтому наряду с тренингом когнитивных функций в реабилитационной работе с пациентами мы используем тренинг мелкой моторики рук (так называемая пальчиковая гимнастика), разработан учебно-тренировочный стенд бытовых навыков. Применение учебно-тренировочного стенда с закрепленными на нем предметами, применяют для тренировок функционально значимых движений, развивающих тонкую координацию кисти и пальцев, повышающих их чувствительность, развивающих функцию хватания (водопроводный кран, телефон, штепсель, различные замки, задвижки, застежки и т.п.).
В правилах работы с пожилыми пациентами наш персонал выделяет главное:
· Говорить нужно медленно, не кричать, четко выговаривая слова, используя краткие, конкретные предложения.
· Больному следует давать ясные инструкции и просить его повторить инструкции, чтобы выяснить понял ли он их.
· Иногда больному нужно продемонстрировать ту или иную процедуру, чтобы он смог ее воспроизвести.
· Быть терпеливым к больному при обучении его навыкам.
· Учитывать эмоциональное состояние пациента.
· Проявлять к пациенту сочувствие, терпение при обучении его навыкам.
· Поощрять больного выполнять задание самостоятельно.
· Говорить больному о его способностях при выполнении задания и не заострять внимание на недостатках.
Весь процесс реабилитации в пожилом и старческом возрасте протекает медленно и поэтому следует проявлять большую настойчивость в работе с такими пациентами, упражнения должны выполняться длительно, систематически, с постепенно возрастающей нагрузкой.
Таким образом, цель нашей работы попытаться развенчать миф о старческом маразме и о пассивной позиции в пожилом возрасте. Речь идет об укоренившемся в общественном сознании представлении о пожилом человеке как об ущербном в отношении интеллектуальных возможностей, усвоения новой информации, готовности к обучению и переобучению. Прессинг социальных стереотипов достигает такой силы, что большинство пожилых людей строят свое поведение в соответствии с ярлыком, конструируя при этом собственную «ущербность», которая встраивается во внутреннюю структуру личности, становясь заслоном для ее самореализации.