28.03.2017
Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма
2 апреля отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма, а весь месяц считается месяцем распространения информации об аутизме. Он был установлен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 2007 года.
Аутизм – общее расстройство развития с максимальным дефицитом сферы общения и эмоций. В самом названии болезни кроется ее суть: внутри себя. Человек с аутизмом никогда не направляет вовне свою энергию, речь, жесты. Все, что он делает, не имеет социального смысла. Чаще всего диагноз ставится до 3-5 лет, получая название ранний детский аутизм. Лишь в легких случаях аутизм впервые обнаруживается у подростков и взрослых людей.
Причины этого расстройства до сих пор исследуются, в числе основных называются генетические и экологические, то есть наследственность и влияние окружающей среды. Дети с аутизмом, начиная с первых месяцев жизни, отличаются некоторыми особенностями развития. Прежде всего, такой ребенок рано избегает всех видов взаимодействия со взрослыми: он не прижимается к матери, когда она берет его на руки, не протягивает руки и не тянется к ней, как это делает здоровый малыш, не смотрит в глаза, избегая прямого взгляда.
| |
У него часто преобладает периферическое зрение; также он может не реагировать на звуки, на свое имя, что часто заставляет подозревать у этих детей нарушения слуха (которых в действительности нет). Дети, страдающие аутизмом, не желают заводить друзей. Предпочтение такие дети отдают одиночеству, а не играм со сверстниками. У аутистов медленно развивается речь, они часто вместо слов используют жесты и не отвечают на улыбки.
Симптомы аутизма
- Нарушение социального поведения.
- Нарушение коммуникации.
- Стереотипное поведение.
- Ранние признаки аутизма (до 3-5 лет).
|
Нарушения социального взаимодействия
- Отсутствует или резко нарушен контакт глаза – в – глаза.
- Скудная мимика, часто не адекватная ситуации.
- Жесты используются лишь для обозначения нужд.
- Неспособность понять эмоции окружающих.
- Отсутствие интереса к ровесникам.
- Трудности в играх с применением воображения и знанием социальных ролей.
- Нет ответа на общение и проявлений эмоций родителями.
|
Нарушение коммуникации
- Выраженная задержка речи или ее отсутствие (мутизм).
- Аномальный характер речи (повторы, эхолалии).
| |
|
Стереотипное поведение
- Зацикленность на определенном занятии с невозможностью переключиться.
- Выполнение ежедневных ритуалов.
- Многократные повторения движений, лишенных смысловой нагрузки.
|
Ранние проявления аутизма у детей
Чаще всего болезнь дает о себе знать довольно рано. Уже к году можно заметить отсутствие улыбки, реакции на имя и необычное поведение малыша. Считается, что уже в первые три месяца жизни дети с аутизмом менее подвижны, имеют скудную мимику и неадекватные реакции на внешние раздражители.
Лечение аутизма
Лечение аутизма должно начинаться в раннем возрасте, как только заболевание диагностировано. Первостепенную роль играет психологическая коррекция и психотерапия (поведенческая, логопедическая). В лечении и реабилитации детей с аутизмом используется комплексный подход, в том числе групповые психокоррекционные занятия, логопедические занятия, новые высокоэффективные методы, направленные на изменение функционального состояния центральной нервной системы. Методичная и непрерывная терапия поможет предотвратить появление припадков и приступов, сделать жизнь больного более насыщенной и самостоятельной.
В детском отделении ОГБУЗ «Тамбовская психиатрическая клиническая больница» специально для детей с аутизмом проводятся курсовое лечение и необходимые реабилитационные мероприятия.
Отделение расположено по адресу: г. Тамбов, п. Радужный
Тел.:8 (4752)77-04-67
Рекомендаций для родителей по коррекции аутизма у детей
- Прививание ребенку необходимых жизненных навыков должно быть основано на очень частом повторении одних и тех же действий. Даже если ребенок, к примеру, научился чистить зубы, позже нужно снова и снова «проходить» с ним этот урок.
- У аутиста должен быть строгий распорядок дня, который родители не должны нарушать.
- Запрещена резкая смена обстановки и привычек ребенка.
- Нужно как можно чаще общаться с ребенком, проводить с ним много времени.
- Устанавливать контакт с ребенком можно научиться теми же упорными повторениями, частым обращением к нему, но нельзя повышать голос, ругать и наказывать ребенка.
- При раннем детском аутизме помогут частые эмоциональные контакты с малышом: брать на руки, ласкать, качать, играть с ним, говорить ласковые слова.
- Возможно общение с помощью обмена карточками, картинками в тех случаях, когда речевое взаимодействие затруднено.
- Нельзя позволять ребенку переутомляться, нужно устраивать перерывы между занятиями, играми, позволяя ему побыть в уединении.
- Регулярно делать с ребенком физические упражнения, это поможет снять стресс, укрепит его физическое развитие.
- Не подавлять инициативу ребенка и не торопить его в выполнении действий.
Родители должны проявлять терпение и последовательность в обучении и воспитании аутиста, создавая для него дома максимально спокойную обстановку. Для этого следует заботиться и о своем психическом благосостоянии, делая перерывы на отдых, посещая психолога для консультаций по воспитанию ребенка. Помощь родителей требуется в адаптации аутиста не только дома, но и на улице, в детском саду, в школе. Упорно, но мягко преодолевая его сопротивление, нежелание общаться, родители в конечном итоге дают понять ребенку, что для него возможно общение словами, игры со сверстниками и так далее.